«Научить беречь природу». К 97-летию ВООП
Стихийные свалки, нежелание убирать за собой мусор после отдыха на природе, отсутствие понимания взаимосвязи между благоприятной окружающей средой и здоровьем человека — одной из причин низкой экологической культуры большинство экспертов называют отсутствие системного непрерывного просвещения и образования. И это при том, что повышением экологической культуры населения государство занимается многие десятилетия, начиная с советских времен. В социально значимом процессе всегда участвовало Всероссийское общество охраны природы, которое организовывало многочисленные экопросветительские мероприятия, при поддержке широкой общественности и научно-педагогического сообщества разрабатывало программы экообразования. Как это было — мы рассказываем сегодня на примере одного из региональных изданий в рамках рубрики «ВООП: без срока давности», приуроченной к предстоящему 97-летию Общества.
«Экологическая неграмотность — одна из причин загрязнения и разрушения окружающей среды, истощения природных ресурсов. Вот почему образование в области охраны окружающей среды в настоящее время стало важнейшей международной и государственной проблемой. В условиях развитого социализма экологическая культура стала неотъемлемой чертой всесторонне развитого человека», — вот что говорится в Рекомендациях по экологическому воспитанию студентов «Научить беречь природу».
Брошюра издана Ростовским педагогическим институтом совместно с сотрудниками Ростовского областного совета ВООП более 35 лет назад, а читается так, как будто с тех пор и не прошло почти четыре десятилетия. Здесь и о важности системной экологически ориентированной работы со студентами, и об обязательном проведении учебно-полевых мероприятий по экологическому просвещению и образованию, и даже о развитии деятельности первичных ячеек защитников природы в вузе, в котором в 1985 году число членов ВООП и без того превышало 2 500 человек.
«Все дело следует вести так, чтобы проблемы и вопросы охраны животных, растений, памятников природы глубоко волновали будущих педагогов», — дается рекомендация. Кстати, именно так сегодня поступают во многих региональных отделениях Общества. Средства массовой информации активно освещают тематические программы и проекты отделений ВООП по работе с детьми, подростками и молодежью в Хабаровском крае, Республиках Башкортостан и Марий Эл, Ярославской, Иркутской, Ленинградской, Вологодской, Воронежской и Московской областях страны.
Впрочем, многое из того, что было рекомендовано более 35 лет назад, не потеряло актуальности и сегодня. Всем, кто занимается экологическим просвещением и образованием, уверены, будет интересно ознакомиться с изданием 1985 года «Научить беречь природу»: